Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ одной из обязанностей работодателя является осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами.
Легальное определение понятия «обязательное социальное страхование» дано в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Согласно этому закону обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Необходимо выделить, что социальный страховой риск понимается вышеуказанным законом как предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
4) материнство;
5) инвалидность;
6) наступление старости;
7) потеря кормильца;
8) признание безработным;
9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Анализ действующего российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектом социального страхования действительно выступает не только риск утраты, уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи несения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми. Например, пособие на погребение выдается работающим гражданам в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи из страхового источника - за счет средств Фонда социального страхования.
Основная специфика социального страхования в Российской Федерации состоит в следующем.
Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие внебюджетные фонды (на данный момент существует три фонда – Пенсионный фонд РФ; Фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ).
Согласно ст.148 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджетов фондов социального страхования должно осуществляться Федеральным казначейством РФ. Статья 146 БК РФ, которая должна была вводиться в действие специальным законом, предусматривала, что сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет. В средствах массовой информации неоднократно высказывались предложения о передаче функций сбора страховых взносов в Пенсионный фонд, бюджет которого является вторым по объему после федерального, а также и в другие социальные фонды государственным налоговым органам (для начала - в порядке эксперимента). В поддержку такого эксперимента приводились доводы о том, что передача функций сбора страховых взносов налоговым органам позволит повысить их собираемость, усилить государственный контроль за их уплатой, удешевить механизм социального страхования. Контраргументы сводились к возможности нецелевого использования социально-страховых средств, в первую очередь пенсионных, на покрытие дефицита федерального бюджета.
Как бы то ни было, на данный момент сбор единого социального налога и ряда специальных страховых взносов, предназначенных для целей социального страхования, осуществляют налоговые органы.
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Единый социальный налог (далее - ЕСН) определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и предназначен для мобилизации средств обеспечения права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Текстуальный анализ этой нормы приводит к выводу, что законодатель не разграничивает основные организационно-правовые формы социального обеспечения. Получается, что единый социальный налог может служить источником финансирования как страховых, так и нестраховых социальных выплат. Неясно, почему пенсионное обеспечение не вошло в состав социального. Все это подрывает основы социального страхования, делает реальной возможность консолидации социально-страховых средств в государственном бюджете и их нецелевого использования.
В целях реализации положений главы 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы в контрольной работе, а налогоплательщики - при уплате ЕСН должны использовать сам Налоговый кодекс, федеральные законы, законодательные акты трудового и гражданского законодательства, нормативные документы Правительства РФ и Президента Российской Федерации (постановления, распоряжения, указы), а также документы, разработанные МНС России (на данный момент МНС России упразднено и его функции распределены между Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службой Российской Федерации) и другими министерствами и ведомствами (методические рекомендации, инструкции, разъяснительные письма и др.).
В 2001 году единый социальный налог (взнос) зачислялся в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также в Фонд социального страхования РФ.
С 2002 года единый социальный налог зачисляется организациями в федеральный бюджет, в Фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также в Фонд социального страхования РФ (п. 6 ст. 243 Кодекса).
С 1 января 2002 года глава 24 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 31.12.2001г. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
Следует отметить, что внесение вышеуказанным Законом изменений в главу 24 НК РФ было обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которому с 2002 года наряду с уплатой ЕСН необходимо вносить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Размер страховых взносов может превышать сумму налога.
Сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учитывается нарастающим итогом.
Сумма страховых взносов считается поступившей с момента ее зачисления на счета Пенсионного фонда РФ (статья 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Это не означает возможности повторного взыскания суммы, списанной с расчетного счета добросовестного страхователя в счет уплаты взносов, запрета для страхователя уменьшать сумму единого социального налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В такой ситуации наступят иные последствия - застрахованное лицо будет лишено права на обязательное пенсионное страхование (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ).
Максимальный размер налогового вычета ограничен суммой налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, начисленной за тот же период.
Помимо единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо также выплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в части обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Плательщиками данного взноса являются:
- юридические лица независимо от организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации) и физические лица, нанимающие работников по трудовому договору (контракту);
- юридические и физические лица, обязанные их уплачивать на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с физическими лицами.
Страхователи подлежат обязательной регистрации в установленные сроки и в порядке, определяемом страховщиком.
Не раскрывая особенности того или иного налога или взноса, хотелось бы остановиться на общих проблемных ситуациях, которые возникли после введения ЕСН. Как отмечают сами высокопоставленные должностные лица налоговых органов, «единый социальный налог сейчас самый сложный, неподъемный для предприятий». С чем это связано? По нашему мнению, непосредственно с размерами ставки налога.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения применительно к ЕСН для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 Кодекса).
Анализируя эту норму, следует подчеркнуть, что в ней названы выплаты, не связанные непосредственно с трудовой деятельностью застрахованных лиц. Например, материальная выгода от оплаты работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения работника либо выгода в виде экономии на процентах при получении им от работодателя заемных ссуд на льготных условиях, а также получаемая работником в виде страховых взносов по договорам добровольного страхования, если они полностью или частично вносились за него работодателем.
При определении налоговой базы по ЕСН (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) следует иметь в виду, что согласно п.3 ст.238 НК РФ не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам. Таким образом, налоговая база по ЕСН при выплате вознаграждений по вышеуказанным договорам определяется применительно к части, уплачиваемой в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования (далее - фонды ОМС).
Уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН налогоплательщиками-работодателями производится в соответствии со ст.243 НК РФ не позднее 15-го числа следующего месяца.
При этом сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Начисление авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) производится в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.
Согласно п.2 ст.10 Закона об обязательном пенсионном страховании объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ. Однако Законом об обязательном пенсионном страховании не определены льготы по уплате страховых взносов. В нем также отсутствуют отсылки нормы к положениям НК РФ, устанавливающим налоговые льготы по ЕСН (ст.239 НК РФ). Таким образом, на выплаты, освобожденные от обложения ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются в общеустановленном порядке.
Согласно п.2 ст.10 Закона об обязательном пенсионном страховании объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ. Однако Законом об обязательном пенсионном страховании не определены льготы по уплате страховых взносов. В нем также отсутствуют отсылки нормы к положениям НК РФ, устанавливающим налоговые льготы по ЕСН (ст.239 НК РФ). Таким образом, на выплаты, освобожденные от обложения ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются в общеустановленном порядке.
Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для исчисления взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии применяются в соответствии со ст.22 и 33 Закона об обязательном пенсионном страховании в зависимости от категории страхователя, а также пола и возраста застрахованного физического лица.
Описывая проблемные аспекты, связанные с введением ЕСН, хотелось бы упомянуть мнение одного из специалистов налоговой службы – В.Н. Колесникова. По его мнению, уже в самом начале, на этапе введения ЕСН и формирования соответствующего законодательства, под влиянием многих субъективных факторов осталась нереализованной его основная идея, заключавшаяся в упрощении и удешевлении системы сбора средств на социальные нужды общества.
Единство социального налога оказалось чисто формальным. Дробление ЕСН на многочисленные доли, наличие по каждой доле фактически самостоятельных налогооблагаемых баз, раздельное исчисление каждой доли налога, их раздельный учет и перечисление, право расходования налога на цели социального страхования до его поступления в казну мало чем отличаются от строения и взимания этого налога при старой системе сбора страховых взносов в социальные фонды, не сокращая документооборот и не облегчая работу налогоплательщиков.
Введение с 1 января 2002 года Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и их искусственная привязка к ЕСН еще более усугубили ситуацию. Вместо сокращения общей ставки ЕСН на 14% и выделения страховых взносов в самостоятельную систему сборов средств на формирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии законодатель сохранил ставки по ЕСН в прежнем размере, но окончательная сумма платежа, подлежащая уплате плательщиком ЕСН в доле федерального бюджета, стала определяться за минусом начисленных страховых взносов, названных налоговым вычетом. В довершение ко всему законодатель, возложив на налоговые органы ответственность за сбор страховых взносов, не определил объем прав налоговых органов на применение санкций и взыскание недоимок с налогоплательщиков.
В результате к недостаткам ЕСН добавились недостатки законодательства по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а налогоплательщик должен в настоящее время готовить в год 144 платежных поручения и заполнять 82 листа расчетов и деклараций, не считая обязанности отчитываться отдельно перед каждым фондом.
Кроме недочетов в построении общей конструкции ЕСН, действующая редакция главы 24 НК РФ содержит много редакционных упущений и норм, позволяющих недобросовестным налогоплательщикам уходить из-под налогообложения либо ущемляющих права работников.
Например, право не облагать выплаты, не относимые согласно п.3 ст. 236 НК РФ на расходы при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, поставленное в зависимость всего лишь либо от качества оформления трудовых и коллективных договоров, либо от наличия доходов, оставляет без пенсионных накоплений не только отдельных работников, но и целые подразделения предприятий социальной и обслуживающей сферы. Уплачивая в этом случае налог на прибыль и освобождаясь от уплаты ЕСН, недобросовестные налогоплательщики экономят за счет социальных платежей почти 12% своих средств.
Вызывает сомнение и целесообразность существования регрессивных ставок. Чрезвычайно усложняя исчисление налога, они не дают должного эффекта по выводу заработной платы из «тени». По данным статистики, лишь у 2% работающих среднемесячная заработная плата превысила в прошлом году 10 000 руб. Регрессивные ставки к тому же не являются ставками прямого применения, а обязательный ежемесячный расчет права на применение регрессивных ставок, особенно при наличии у налогоплательщика обособленных подразделений, превышает по объему работы даже само исчисление налога.
Пока же налоговые органы находятся не в лучшем по сравнению с налогоплательщиками положении. Только карточек лицевых счетов им приходится вести на каждого налогоплательщика по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и старым долгам, переданным по состоянию на 1 января 2001 года фондами, в количестве 10, а если предприниматель еще является и работодателем, то все 17. Нет лучшего способа парализовать деятельность контролирующего органа, чем завалить его бумагами и отчетностью.
Вместо создания правовых возможностей противодействия тому, чтобы деньги не исчезали вместе с фирмами-однодневками, пополняя многомиллиардные обороты теневой заработной платы, законодатель принимает такие нормативные акты, которые бросают налоговые органы (и налогоплательщиков также!) в бумажную круговерть, не имеющую ничего общего с эффективной контрольной работой.
Смягчение налогового бремени, по замыслу Правительства, должно было способствовать выведению заработной платы из тени. Сегодня можно однозначно утверждать, что эта цель не достигнута. Так, несмотря на значительный рост объема производства на предприятиях Омской области, уровень оплаты труда остается крайне низким. Например, за последние три года объемы производства выросли в среднем на 50-250 процентов, в то время как рост заработной платы составил всего 1-14 процентов. Из 700 тысяч работающих омичей более 60 процентов получают заработную плату меньше средней по области. На некоторых предприятиях она составляет лишь 100-300 рублей. Своеобразный «рекорд» установлен ЗАО «Стоматология», где специалисты трудятся за 32 руб. в месяц. «Декларируемые цели введения единого социального налога (упрощение для работодателя перечисления взносов, повышение собираемости налогов, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, стимулирование работодателя не уходить от уплаты налогов) несоизмеримы с отрицательными социальными последствиями этого шага», - отмечал председатель ФНПР М. Шмаков. Собираемость страховых взносов в середине 2000 г. составляла 92-96 процентов, а налоговые службы собирали не более 70 процентов. Подводя итоги первого полугодия 2001 г., налоговые органы назвали цифру перевыполнения плана сбора единого социального налога - 13 процентов. Поэтому говорить о «тотальной» легализации зарплат пока не приходится.
В научной литературе также отмечается ряд проблем, связанных с социальным страхованием в Российской Федерации. Во-первых, с введением единого социального налога система социального страхования станет в организационном плане еще более сложной и еще более удалится от застрахованных. Несмотря на то, что внебюджетные социальные фонды являются страховщиками, не во всех видах социального страхования они осуществляют такое важное полномочие, как предоставление страхового обеспечения. Поэтому, получив финансовые средства от органов Федерального казначейства, фонды будут направлять средства другим субъектам социального страхования (например, Пенсионный фонд - органам социальной защиты населения, осуществляющим в некоторых субъектах Федерации назначение и выплату государственных пенсий, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - страховым медицинским организациям). Очень показательным является Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, который был утвержден Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) 5 апреля 2001 года. Из поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого социального налога, страховых платежей на неработающее население и части единого налога на вмененный доход фонд осуществляет финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС. Страховые медицинские организации используют эти средства на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на ведение дела по страхованию. Затем в эту цепочку включаются медицинские учреждения, оказывающие помощь застрахованным и получающие за это оплату за счет страховых средств по специально установленным тарифам. Последние определяются согласительными комиссиями, в состав которых входят представители территориальных фондов, органов управления, страховых медицинских организаций и профессиональных медицинских ассоциаций (или профсоюзов медицинских работников). С введением единого социального налога социально-страховая финансовая цепочка за счет появления новых, нестраховых звеньев стала еще более сложной. Складывается впечатление, что она существует сама по себе, и пока страховые средства дойдут до застрахованных, они на каждом следующем этапе будут уменьшаться, поскольку каждый из субъектов затрачивает определенную их часть на административные расходы. Таким образом, система не стала более экономичной и «прозрачной».
Во-вторых, существенно изменился статус фондов, которые ранее осуществляли сбор страховых взносов, аккумуляцию средств социального страхования. С передачей этих функций налоговым органам роль фондов в системе социального страхования стала еще менее понятной. Фонды стали не полноценными распорядителями страховых средств, а рядовыми получателями средств бюджетных. И поскольку казначейство имеет массу бюджетных поручений и обязательств, а средств, как известно, всегда не хватает, велика вероятность не только сбоев в функционировании этой финансовой цепочки, но и консолидации страховых средств в федеральном бюджете. Тем более что в Классификации доходов бюджетов РФ (приложение № 2 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации») единый социальный налог непосредственно отнесен к налоговым доходам.
Вывод: Нынешняя система социального страхования не является идеальной. Она может быть охарактеризована как, в основном, государственная. Государство осталось ведущим субъектом отношений, устанавливает «правила игры», управляет финансовыми средствами социального страхования. Обязательное государственное социальное страхование является основной, если не единственной формой, в то время как дополнительные виды не могут развиваться в силу непомерного финансового бремени по обязательному страхованию. С введением ЕСН роль государства в системе социального страхования еще более возрастет, а участие в ней других социальных партнеров (объединений работодателей, профессиональных союзов) стало еще более проблематичным.
Общие сведения о едином социальном налоге
(налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели).
НАЛОГОВАЯ СТАВКА
Налоговая
база
на каждого
отдельного
работника
нарастающим
итогом
с начала года |
Федеральный
бюджет |
Фонд
социального
страхования РФ |
Фонды обязательного
медицинского
страхования |
Итого
|
До
100000 руб. |
28%
|
4,0% |
0,2%
|
3,4%
|
35,6%
|
От
100001руб.
до
300000 руб.
|
28000 руб.
+ 15,8%
с суммы,
превышающей
100000 руб. |
4000 руб.
+ 2,2%
с суммы,
превыша-
ющей
100000 руб. |
200 руб.
+ 0,1%
с суммы,
превыша-
ющей
100000 руб. |
3400 руб.
+ 1,9%
с суммы,
превыша-
ющей
100000 руб. |
35600 руб.
+ 20,0%
с суммы,
превыша-
ющей
100000 руб. |
От
300001 руб.
до
600000 руб.
|
59600 руб.
+ 7,9%
с суммы,
превыша-
ющей
300000 руб. |
8400 руб.
+ 1,1%
с суммы,
превышаю-
щей
300000 руб. |
400 руб.
+ 0,1%
с суммы,
превыша-
ющей
300000 руб. |
7200 руб.
+ 0,9%
с суммы,
превыша-
ющей
300000 руб. |
75600 руб.
+ 10,0%
с суммы,
превыша-
ющей
300000 руб. |
Свыше
600000 руб.
|
83300 руб.
+ 2,0%
с суммы,
превыша-
ющей
600000 руб. |
11700руб.
|
700 руб.
|
9900 руб.
|
105600руб
+ 2,0%
с суммы,
превыша-
ющей
600000 руб. |
Вопросы:
1. Участвуют ли в расчете права на применение регрессивных ставок обложения единым социальным налогом выплаты индивидуальным предпринимателям?
При ответе на этот вопрос следует учитывать следующее. В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.235 НК РФ индивидуальные предприниматели являются самостоятельными плательщиками ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Кроме того, согласно п.1 ст.236 НК РФ вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не включаются в объект обложения ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.
Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не подлежат включению и в налоговую базу для расчета выплат в среднем на одного работника, используемую для расчета права на применение регрессивной шкалы налогообложения.
2. Организация имеет в своем распоряжении текущую прибыль и прибыль прошлых лет. Выплаты заработной платы сотрудникам непроизводственной сферы производились из фактической прибыли. Должна ли организация начислять ЕСН на указанные выплаты?
Согласно п.3 ст.236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде (в соответствии с гл.25 НК РФ).
Выплаты в виде оплаты труда работникам социально-культурной сферы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при исчислении налога на прибыль организаций (п.32 п.1 ст.264 НК РФ), а следовательно, подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.
3. Предприятие обязуется для работников, которые согласно трудовым договорам (контрактам) исполняют обязанности, в том числе связанные с проездом общественным транспортом в различные организации и учреждения, приобретать (оплачивать) проездные документы.
Подлежат ли вышеуказанные расходы обложению единым социальным налогом (ЕСН)?
В соответствии с п.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде (п.3 ст.236 НК РФ).
Согласно п.26 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами).
Таким образом, поскольку на предприятии часть работников имеет дополнения к трудовым договорам (контрактам), согласно которым они исполняют свои обязанности, в том числе связанные с поездками транспортом общественного пользования в различные организации и учреждения, то выплаты на приобретение проездных документов для указанных лиц подлежат обложению ЕСН в установленном законодательством порядке.
4. В каком размере уплачивается ЕСН за иностранных работников?
С 1 января 2003 года выплаты в пользу иностранцев облагаются ЕСН в общеустановленном порядке. Однако Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии связывает с наличием статуса постоянно проживающего на территории России. Если такого статуса у физического лица нет, обязанность по уплате страховых пенсионных взносов отсутствует. Поэтому налогоплательщики, производящие выплаты в пользу лиц, временно проживающих на территории России, должны уплачивать ЕСН в федеральный бюджет по ставке 28 процентов без применения налогового вычета.
Нормативно-правовые акты.
1. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
2. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832
4. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686
5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3803
6. Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1991. № 27. Ст. 920
Научная литература.
1. Братчикова Н. Налоговый кодекс: Порядок уплаты единого социального налога (взноса) // Право и экономика. – 2000. - № 12. - С. 7-16
2. Братчикова Н. Порядок обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний // Право и экономика. – 2000. - № 8. - С. 38-50
3. Все о едином социальном налоге. Постат. коммент. 24 гл. НалоговогоКодекса РФ; Все приказы, метод. рекомендации и письма МНС РФ по вопр. ЕСН: Особенности исчисления и уплаты налога, учет и бух. проводки : Коммент и разьяснения специалистов / Отв.ред.: Кузнецов Т.В., Гаврилов А.Т.; Ред.-сост. Гаврилов А.Т. - М., 2001. - 223 с.
4. Глянцев В. Закон об обязательном социальном страховании: как его применять? // Российская юстиция. – 2000. - № 3. - C. 24-26
5. Говорин В.П. Единый социальный налог (взнос). - М.: Главбух, 2000. - 143 с.
6. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. – М.: БЕК, 2001. - Ч. 2. - Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог (взнос). - 750 с.
7. Дементьев Р., Михайлов А. Реформа социального страхования: надежды, ожидания, разочарования // Охрана труда и соц. Страхование. – 1995. - № 4. - С. 13-18
8. Единый социальный налог (взнос) / Ред. Николаева Г. - М.: ПРИОР, 2000. - 46 с.
9. Единый социальный налог (взнос). - М.; СПб: Изд. дом «Герда». – 2001. - 86 с.
10. Ковалевский М. Социальное страхование в правовом государстве // Страховое право. – 1999. - № 3. - С. 3-17
11. Ковалевский С.М. Конституционно-правовой режим обязательного социального страхования // Страховое право. – 2000. - № 3. - С. 43-61
12. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй / Под ред. Брызгалина А.В., Головкина А.Н. В 3 тт. - М.: Аналитика-Пресс, 2001. - Т. 3. – Социальный налог. - 294 с.
13. Коршунов Ю. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве // Хозяйство и право. – 1999. - N 3. - С. 115-120; N 4. - С. 125-132
14. Левинсон М.Р. О введении социального налога / Центр. экон.-мат. ин-т РАН. - М.,1999. - 36 с.
15. Мартыненко А.В., Поздняков С.В. Стародубов В.И. Основы социального страхования: Учеб. Пособие / Моск. гос. социал. ун-т. - М.: Союз. – 1996. - 104 с.
16. Мачульская Е.Е. Круг лиц, подлежащих государственному (обязательному) социальному страхованию // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. – 1998. - № 6. - С. 27-37
17. Медведев А.Ю. Сущность и проблемы новой системы социального страхования от несчастных случаев на производстве // Изв. вузов. Правоведение. – 2000. - № 2. - С. 181-187
18. Налог на добавленную стоимость. Единый социальный налог (взнос) / Отв.ред.: Кузнецов Т.В., Гаврилов А.Т.; Ред.- сост. Гаврилов А.Т. - М., 2000. - 192 с.
19. Ногина О. Фонды обязательного медицинского страхования и единый социальный налог // Хозяйство и право. – 2000. - № 1. - С. 94-98
20. Постатейный комментарий к главе 24 Налогового Кодекса Российской Федерации «Единый социальный налог» с примерами и бухгалтерскими проводками / Гл. ред. Сизов А.Ю. – М.: Статус-Кво 97, 2001. - 236 с.
21. Решетняк Р.Н. Общая характеристика Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Изв. вузов. Правоведение. – 1999. - № 4. - С. 78-82
22. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования / Ин-т труда М-ва труда РФ, Фонд социал. страхования трудящихся горнометаллург. пром-ти РФ. – М., 1994. - 126 с.
23. Роик В.Д. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве: Учеб. пособие по спец. «Менеджмент в социал. сфере» – 061200 / Гос. ун-т упр. Ин-т упр. и предпринимательства в социал. Сфере. - М., 1999. - 278 с.
24. Украинский Р.В. Новеллы налогового законодательства: единый социальный налог (взнос) // Законодательство. – 2000. - № 11. - С. 26-36
25. Федорова М.Ю. Понятие социального страхования // Журнал российского права. – 2001. - № 1. - С. 35-43
26. Хамдеева Г.А. Правовые проблемы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве // Гражданин и право. – 2001. - № 3. - С. 53-56
27. Хорева Т.В. Социальное страхование в Российской Федерации / Отв. ред. Хорева Т.В. – Екатеринбург: Правовед-2001. – 2001. - 115 с.
28. Цаликова Е.М. Теоретические основы социального страхования. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1999. - 106 с.
29. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. В 3 тт. - М.: МЦФЭР, 2001. - Т. 3. - Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог (взнос). - 306 с.
См.: «ЕСН - самый неподъемный налог». Критика из уст заместителя министра РФ по налогам и сборам // Учет, налоги, право. – 2004. - № 3.
См.: Федорова М.Ю. Единый социальный налог как способ финансирования социального страхования // Журнал российского права. – 2002. - № 5.
См.: Федорова М.Ю.Единый социальный налог как способ финансирования социального страхования // Журнал российского права. - 2002. - N 5