Уважаемые читатели!
Эта публикация является составной частью сборника «Актуальные проблемы права. Часть 1. Трудовое право». Редактор - Некрасов Олег Сергеевич.
Большагин Леонид Геннадьевич
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Большагин Леонид Геннадьевич, 2004
© Федотов Владимир Валентинович, 2004
© Первое юридическое собрание, 2004
Одним из прав, которые гарантируются Конституцией РФ, является право на создание профсоюзов (ст. 30). Правовое регулирование деятельности профсоюзов осуществляется Трудовым кодексом и ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[1], а так же другими федеральными законами и законами субъектов РФ. В случае если нормами международного права предусмотрены иные правила регулирования, то применению подлежат положения ратифицированных международных договоров и конвенций.
Профсоюзы представляют собой добровольные, независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Организация профсоюзов допускается во всех организациях независимо от формы собственности. Главной целью профсоюзов всех направлений является защита прав и законных интересов трудящихся. Членом профсоюза может быть любое физическое лицо, в том числе и иностранные граждане, достигшее определенного возраста (14 лет). Необходимо отметить, что учреждение профсоюза в организациях не является обязательным, следовательно, они сами не являются обязательными субъектами трудовых правоотношений. Однако, не смотря на это, они играют существенную роль в них.
Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Законом запрещается вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.
Законодательство наделяет профсоюзы довольно широким кругом прав для осуществления ими своей деятельности. Можно назвать не менее десяти прав, которые были приобретены профсоюзами за последние годы.
В сфере коллективно-договорного регулирования труда:
- право на ведение коллективных переговоров в соответствии с законодательно установленными процедурами и ответственностью сторон при их нарушении;
- право на заключение коллективного договора в самых различных организациях, а не только в хозяйственных субъектах. При этом коллективный договор стал включать в себя также перечень условий, ранее устанавливавшихся центральными органами управления;
- право на заключение различных соглашений по социально-трудовым вопросам с союзами и объединениями предпринимателей при посредничестве правительственных органов;
- право на участие в коллективных трудовых спорах, включая право на организацию и проведение забастовок.
В социально-экономической сфере:
- право на участие в представительстве интересов работников в области обеспечения занятости, при проведении приватизации государственной и муниципальной собственности, процедур банкротства;
- право на участие в установлении оплаты труда, видов, систем оплаты труда, размеров тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат.
В организационно-материальной сфере:
- право на льготное налогообложение и целевое государственное финансирование (государственные гранты) общественно полезных программ;
- право собственности на имущество, ранее переданное профсоюзам в их ведение;
- право на добровольность в государственной регистрации профсоюзов и их организаций;
- право на установление дополнительных гарантий и мер защиты профсоюзов в законах субъектов Федерации.
Немаловажную роль играет положение, закрепленное в ст. 12 закона[2] о том, что привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.
Взаимоотношения между работодателями и профсоюзными организациями довольно сложны. С одной стороны и те и другие заинтересованы в благосостоянии организации и ее работников, с другой профсоюзы призваны защищать интересы работников, в том числе перед работодателем. Одним из направлений, по которым целесообразно тесное сотрудничество между ними является взаимодействие с органами власти, в том числе с органами местного самоуправления, по вопросам, касающимся социальных и экономических прав трудящихся. Достижение данной цели реализуется через право профсоюзов влиять на законотворческий процесс.
Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций)[3]. Наряду с проектами законодательных актов проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Закон предоставляет самим профсоюзам право выступить с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
Большинство прав по организации и управлению трудом трудовое законодательство предоставило низовым звеньям профсоюзной системы - профкомам предприятий (организаций), именно они вместе с работодателем и администрацией решают, как правило, большинство вопросов организации и управления трудом как на предприятии (в организации) в целом, так и в его структурных подразделениях.
В соответствии со ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Закона о профсоюзах, профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзные инспектора труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также для выполнения условий коллективного договора, соглашения.
Подписанное 20 декабря 2001 г. Генеральное трехстороннее соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительства РФ[4] в целях реализации законодательства по охране труда предусматривает обязательство сторон обеспечить финансирование деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счет работодателей в соответствии с заключенными договорами и соглашениями.
В настоящее время в ТК определен круг вопросов, для принятия решений по которым работодатель учитывает мнение профсоюзного органа. ТК предусматривает возможность принятия решения работодателем либо с учетом мнения соответствующего представительного органа работников (ст.136, 144, 147, 154, 162, 190, 196), либо с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (ст.73, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301).
На практике возникает вопрос о том, требуется ли учет мнения соответствующего выборного профсоюзного органа в том случае, если закон предусматривает принятие решения с учетом мнения представительного органа работников, и наоборот.
Ст. 29 ТК определяет круг представителей работников: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст.30 ТК).
В случае отсутствия профсоюзной организации, а также в случае если первичная профсоюзная организация объединяет менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю (ст.31 ТК).
Правом представлять и защищать интересы работников в соответствии с законодательством и сложившейся практикой обладают, прежде всего, профессиональные союзы (ст.372 ТК). При недостаточной представительности профсоюза (менее половины работающих в организации) или при принятии соответствующего решения работниками, не являющимися членами профсоюза, создаются выборные представительные органы работников, например совет трудового коллектива.
Следует отметить, что законодатель не устанавливает критериев, по которым работодатель должен определять какой из представительных органов работников является наиболее представительным, т.е. с каким из них следует вести переговоры при наличии нескольких представительных органов. Не предусматривается выбор среди них, в свою очередь предусматривается их сотрудничество путем создание единого органа представительство определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.
Важно отметить, что, согласно ст. 8 ТК, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.
Это означает, что могут быть установлены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюза на принятие того или иного локального нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. Отсутствие такого согласования влечет недействительность принятия акта.
Ст. 372 регулирует порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников (схема 1).
Необходимость учета работодателем мнения представительного органа работников - это качественно иной подход к взаимоотношениям между работодателем и представительными органами работников, при котором представительный орган лишен возможности блокировать предполагаемое управленческое решение.
Трудовой кодекс РФ предусматривает, что в установленных законом случаях трудовой договор с работником прекращается с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Учитывать мнение профсоюзного органа работодатель обязан при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в случаях увольнения его по п.2 ст. 81 ТК (расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников); по подпункту "б" п.3 ст.81 ТК (в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточности квалификации, подтвержденной результатами аттестации); по п.5 ст. 81 ТК (вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Процедура учета мнения профсоюзного органа отображена на схеме 2.
Конституция РФ гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя РФ (ст.8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст.35, части 1 и 2). Данные конституционные права предполагают наличие у работодателя (физического или юридического лица) ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Поэтому, предусматривая в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ гарантии трудовых прав, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения работника, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности. Иное противоречило бы положениям ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.
Закрепляя гарантии права на труд работникам, являющимся членами выборного профсоюзного органа, новый Кодекс предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п.2, подпункту "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 ТК (ст.376 ТК).
Сразу же надо отметить, здесь гарантии, предоставляемые работникам, являвшимся членами профсоюзных органов, также снижены по сравнению с ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Так, согласно ст.27 ФЗ, увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.
Руководители выборных профсоюзных органов организаций и их заместители могут увольняться без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов, за исключением случаев увольнения по п. 2 ст. 81 (сокращение численности или штата работников организации); подпункту "б" п. 3 ст. 81 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации) и п. 5 ст. 81 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).
Статья 377 ТК предусматривает обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.
Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.
В организации с численностью работников свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам, как минимум, одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.
Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу данной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.
В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором.
Письмом ЦБ от 27 мая 1997 г. N 456 "О порядке перечисления на счета профсоюзов денежных средств (взносов) из заработной платы работников" установлен порядок осуществления расчетов и проведения банковских операций, связанных с перечислением на счета профсоюза денежных средств из заработной платы работников. Указанные денежные средства перечисляются работодателем в соответствии с коллективным договором, соглашением на банковский счет профсоюза, открытый по решению постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа профсоюза, осуществляющего права юридического лица на основании ст. 8 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 8, 21, 32 ФЗ "Об общественных объединениях" и устава данного профсоюза.
Кодексом воспроизводится норма ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" о том, что работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.
Ст. 378 ТК предусматривает, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом, а именно в соответствии со ст. 29 и 30 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Ответственность за нарушения прав и гарантий деятельности профессиональных союзов могут нести должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели и их объединения, их представители и иные должностные лица.
Представляется, что в том случае, когда речь идет о работодателях, ответственных за нарушение прав профессиональных союзов, имеются в виду не только руководителя, но и любые другие должностные лица организации. Данный вывод подтверждается положениями ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 30 которого, предусматривает, что работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.
Законодательством устанавливается дисциплинарная и административная ответственности. Дисциплинарная ответственность предусмотрена разделом VIII ТК. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен в ст.193 ТК.
Кодексом об административных правонарушениях предусматривается, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (п.1 ст.5.27 КоАП).
Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (п.2 ст.5.27 КоАП).
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в Совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст.3.11 КоАП).
[1] "Российской газете" от 20 января 1996 г. N 12
[2] ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
[3] Ст. 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
[4] "Российская газета" от 19 января 2002 г. N 11.
Эта публикация является составной частью сборника
«Актуальные проблемы права. Часть 1. Трудовое право»
Количество просмотров: 65394 | Версия для печати | Отправить на e-mail
Ваш вопрос будет первым | | |