Многие спрашивают, имеют ли право судебные юристы правового центра Олега Некрасова, не имея статуса адвоката, выступать от имени клиентов в судах?
В силу действующего закона, ответ на этот вопрос однозначный. Да.
В слове "адвокат" заложено прежде всего понятие защитника по уголовным делам. Мы занимаемся только гражданскими делами.
До 2004 года между адвокатами и другими судебными юристами были существенные различия. Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", организации, органы государственной власти, местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях фактически были обязаны нанимать только адвокатов или обязывать штатных работников.
Однако в 2004 году такое положение признано нарушением Конституции РФ. Так, Конституционный Суд РФ указал, что гарантируемые Конституцией Российской Федерации поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита различных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статьи 8 и 34; статья 37, часть 1) создают правовую основу для осуществления юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями деятельности по оказанию юридических услуг. К их числу относятся организации и частнопрактикующие юристы, предмет деятельности которых - осуществляемое на основании соответствующих гражданско-правовых договоров оказание юридической помощи другим организациям и гражданам, в том числе путем судебного представительства.
В этом постановлении развита идея о том, что организационно-правовая форма, в которой выступает участник судопроизводства (адвокат или юрист), оказывающий юридическую помощь, не может быть критерием для ограничения допуска к участию в качестве представителя в судебном процессе. Критерий в данном случае должен быть один - квалификационные требования, связанные с качеством юридической помощи и необходимостью защиты соответствующих публичных интересов.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе выбирать в качестве своих представителей в арбитражном суде не только адвокатов, но и иных оказывающих юридическую помощь лиц (часть 3 статьи 59 АПК Российской Федерации). Не делает закон исключений и для случаев, когда организации и граждане, будучи участниками процесса по одному делу, имеют противоположные интересы. Кроме того, организации, участвующие в арбитражном процессе, при выборе представителя находятся в неравном положении с организациями, участвующими в гражданском судопроизводстве по делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции: так, статья 48 ГПК Российской Федерации не проводит различий между организациями и гражданами при выборе ими представителя в гражданском процессе и не связывает возможность реализации данного права с наличием у избранного представителя статуса адвоката.
Не делает исключений для организаций при выборе защитника или представителя и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: согласно его статье 25.5 в качестве защитника для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или представителя потерпевшего допускается адвокат или иное лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Учитывая изложенное, указанным постановлением Конституционный Суд РФ ликвидировал разницу между судебными юристами и адвокатами, признав не соответствующей Конституции РФ часть 5 статьи 59 АПК Российской Федерации - в системной связи с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Годом ранее (определения от 5 декабря 2003 года N 446-О по жалобам граждан Л.Д. Вальдмана, С.М. Григорьева и региональной общественной организации "Объединение вкладчиков "МММ" на нарушение конституционных прав и свобод рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и от 5 февраля 2004 года N 25-О по жалобе гражданки В.О. Ивкиной на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 45 и статьей 405 УПК Российской Федерации), конституционный суд фактически разрешил судебным юристам быть представителями в уголовном процессе. Таким образом, в настоящее время между правом адвокатов и других судебных юристов выступать в арбитражном и гражданском судопроизводстве разницы нет.
Клиентам только остается выбирать из юристов представителя в суд по его юридическим профессиональным качествам.
Телефоны судебного юриста Олега Сергеевича Некрасова:
(495) 505-46-56 - запись на прием, информация по делу
(495) 504-65-34 - прямой телефон юриста Количество просмотров: 57989 | Версия для печати | Отправить на e-mail
Ваш вопрос будет первым | | |