Правовой центр Олега Некрасова
лучшие традиции российского права




Главное & новости arrow Информация arrow Проблемы найма иностранных работников
Проблемы найма иностранных работников Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг:  / 1
Плохо Отлично 
Статья написана 01.09.2004, актуализирована 29.05.2006, статью прочли 105339 раз.

Уважаемые читатели!

Эта публикация является составной частью сборника «Актуальные проблемы права. Часть 1. Трудовое право». Редактор - Некрасов Олег Сергеевич.

 

Свининых Евгений Анатольевич

ПРОБЛЕМЫ НАЙМА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

 

© Свининых Евгений Анатольевич, 2004

© Федотов Владимир Валентинович, 2004

© Первое юридическое собрание, 2004

 

 

 

1. Правовой статус иностранных граждан.

По разным оценкам число иностранцев, работающих в России, колеблется от 1,5 млн. до 7 млн. человек, тогда как официально зарегистрировано лишь около 300 тысяч трудовых мигрантов. Власти попытались решить проблему нелегальной миграции путем принятия Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вступил в силу 1 ноября 2002 года.

С самого начала следует отметить, что Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане могут иметь три правовых статуса:

а) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

б) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицо без гражданства может и не иметь документа, удостоверяющего личность, в этом случае разрешение на временное проживание выдается в виде документа установленной формы.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

В настоящее время квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2002 г. № 790 «О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации».

в) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Иностранный гражданин будет признан иностранным работником в случае, если он временно пребывает в Российской Федерации и осуществляет в установленном порядке трудовую деятельность. Таким образом, иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание или вид на жительство, не относится к категории иностранных работников и может осуществлять трудовую деятельность в российских организациях наравне с гражданами Российской Федерации, т.е. без специальных разрешений.

 

2. Правовые основания для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан постоянно и временно проживающих в Российской Федерации.

Применительно к временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам установлено ограничение, что они  не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание.

В отношении работодателей и заказчиков работ (услуг) установлено правило, что, они имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Таким образом, для того чтобы привлечь или использовать иностранных граждан работодатель или заказчик должны сначала получить соответствующее разрешение на их привлечение и использование.

Отметим, что получать все необходимые бумаги должен работодатель, а не работник.

Разрешительный порядок, о котором пойдет речь, как уже было отмечено выше, не касается иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории России. То есть ограничения в трудоустройстве относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации. Они могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо - в случае въезда в безвизовом режиме - не дольше 90 суток. Срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного органа. В случае же заключения таким иностранцем в России трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия этого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию Российской Федерации. Причем для подобного продления необходимо соответствующее решение территориального органа внутренних дел и отметка в миграционной карте.

 

3. Процедура получения разрешений.

Процесс получения разрешений на привлечение иностранных работников двухступенчатый. Первая ступень - это когда работодатель получает разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а вторая - когда работодатель получает разрешение на работу конкретного работника.

Первая ступень - это квота, общий список, в котором указывается общее количество потенциальных работников, без упоминания фамилий, возраста и пола. Другими словами это - разрешение, которое выдается государством работодателю, на привлечение определенного количества иностранных работников. А вторая ступень - это фиксация в России уже конкретного иностранного гражданина как работника. Иностранец получает индивидуальное разрешение на работу, в котором указываются его паспортные данные, его отношения с конкретным работодателем, специальность, срок, в течение которого ему разрешается осуществлять трудовую деятельность в России, и ряд других сведений.

 

3.1. Получение работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Для принятия иностранных граждан на работу организация должны предварительно получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, в котором устанавливается квота на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы могут выдаваться российским юридическим лицам, российским и иностранным физическим лицам, лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории России (в том числе и предпринимателям без образования юридического лица), а также иностранным юридическим лицам, реализующим на территории России заключенные ими контракты.

Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются МВД России по предложениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации[1].

Следует также отметить, что, согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» привлечение и использование в Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляется с учетом мнения соответственно общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов или территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

Разрешение на привлечение иностранных работников выдает Федеральная миграционная служба РФ. Но это касается только работников из дальнего зарубежья. В соответствии с приказом МВД России от 13 мая 2003 г. № 325 оформление разрешений по работникам из ближнего зарубежья передано в ведение подразделениям по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Там же выдаются и индивидуальные разрешения на работу каждому иностранному работнику.

В настоящий момент вопросы получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников регулируются Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», который действует в части, не противоречащей Закону об иностранных гражданах. Выделяются следующие этапы:

Этап 1. Обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения[2], с целью получения заключения с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников.

Территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения выдает работодателю заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников на территории субъекта Российской Федерации с учетом предложений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников центра занятости населения или самостоятельно, основываясь на анализе имеющихся в территориальном органе данных о положении на рынке труда в городе, районе, где предусматривается привлечение и использование иностранных работников[3].

Четкие критерии, которыми должна руководствоваться служба занятости при выдаче такого заключения (причем даже в том случае если иностранец работает в России несколько лет), отсутствуют, что является основой для разного рода злоупотреблений. Необходимость получения такого заключения не афишируется, а между тем нет четких критериев, которыми должна руководствоваться служба занятости при выдаче названного документа, что является основой для разного рода злоупотреблений. Понятно, что история привлечения на работу иностранца может завершиться уже на этом этапе, практически не начавшись.

Этап 2. Получение заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников.

Этап 3. Представление документов в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган) (Прим.: последние изменения в системе федеральных органов исполнительной власти не учтены. Поправки смотри в следующем выпуске).

Приказом МВД России от 15 мая 2002 г. № 445 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 31 Положения Федеральная миграционная служба МВД России организует и осуществляет оформление и выдачу в установленном порядке разрешений работодателям на привлечение и использование иностранных работников.

В соответствии с п. 5 Указа о привлечении иностранных работников работодатели представляют в Федеральную миграционную службу МВД России следующие документы:

- заявление;

- заключение соответствующих территориальных органов федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранных работников;

- проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;

Этап 4. Получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Согласно Указу о привлечении иностранных работников решение о выдаче разрешений принимается Федеральной миграционной службой МВД России в течение 30 дней со дня подачи работодателем необходимых документов.

В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов.

Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение пяти дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.

За выдачу разрешений на привлечение иностранной рабочей силы с работодателей взимается плата за каждого привлекаемого иностранного работника в минимальном размере месячной оплаты труда, установленном законодательством Российской Федерации.

Разрешения на привлечение иностранных работников выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.

При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения.

Разрешение не подлежит передаче другим работодателям, а также привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

 

3.2.1. Получение для иностранного работника разрешения на работу в Российской Федерации

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) временно проживающих в Российской Федерации;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г.  № 941.

Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности, и выдается иностранному гражданину, достигшему 18-летнего возраста.

Разрешение на работу получается работодателем для каждого иностранного работника при условии внесения работодателем в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. Каждый иностранный работник (кроме иностранных работников, постоянно или временно проживающих в РФ, и иных иностранных работников, указанных в п.4 ст.13 Закона об иностранных гражданах), привлекаемый работодателем для работы на территории РФ, обязан иметь разрешение на работу.

Согласно п.9 ст.18 Закона об иностранных гражданах разрешение на работу не может быть выдано иностранному работнику, который:

- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их или иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;

- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

- осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

- имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

- неоднократно (два раза и более) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ;

- выехал из РФ в иностранное государство для постоянного проживания;

- находится за пределами РФ более шести месяцев;

- является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

Вышеназванным Положением предусмотрен следующий поэтапный порядок выдачи иностранным работникам разрешения на работу.

Этап 1. Прием и рассмотрение заявлений.

Заявление о выдаче иностранным работникам разрешения на работу подается работодателем в территориальный орган внутренних дел (Федеральную миграционную службу).

В заявлении указываются следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

- гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;

- адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

- период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

- вид деятельности;

- место работы;

- сведения о работодателе;

- сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (с предъявлением подлинника);

- сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника.

Форма бланка заявления утверждается МВД России.

Вместе с заявлением работодателем должны быть представлены следующие документы:

- цветная фотография иностранного работника (30 х 40 мм);

- копия свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае если в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ требуются такие документы).

В случае необходимости работодатель обязан представить вместе с заявлением и иные необходимые документы, например копии специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754.

При подаче заявления работодатель предъявляет документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), которые должны иметь срок действия не менее 6 месяцев.

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным гражданином разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык.

Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

Заявление работодателя регистрируется с проставлением на нем регистрационного номера.

Уполномоченное должностное лицо территориального органа внутренних дел выдает заявителю справку о приеме заявления к рассмотрению.

По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Срок рассмотрения заявления не может превышать 30 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми и оформленными надлежащим образом документами.

Территориальный орган внутренних дел в 10-дневный срок со дня принятия решения обязан проинформировать в письменной форме заявителя о результатах рассмотрения заявления, а в случае отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу - указать причину отказа.

Основанием для отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу является наличие в заявлении и в представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также установление обстоятельств, перечисленных в п.9 ст.18 Закона.

Этап 2. Выдача разрешения на работу.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты. Форма бланка разрешения на работу утверждается МВД России (приложение № 2 к приказу МВД России от 26 марта 2003 г. № 199).

Оформление и выдача разрешения на работу, а также его аннулирование осуществляются территориальным органом внутренних дел.

За выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу взимается государственная пошлина.

Размер государственной пошлины установлен Законом РФ «О государственной пошлине»:

- за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников - 3000 руб. (за каждого привлекаемого иностранного работника);

- за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину - 1000 руб.

Разрешение работодатель получает только после того, как перечислите на счет Федеральной миграционной службы денежный залог за каждого иностранного работника:

из ближнего зарубежья - в размере стоимости железнодорожного билета до столицы страны, в которой он проживает;

из дальнего зарубежья - в размере стоимости авиационного билета.

После того как срок контракта закончится и иностранный работник уедет из России, залог организации обязаны вернуть. В том случае если иностранец нарушит российские законы, миграционная служба потратит эти деньги на его выдворение.

Следует подчеркнуть, что порядок внесения и возврата денежных средств, гарантирующих выезд иностранца из России по окончании его трудовой деятельности, а ведь по этому поводу возникает масса вопросов. Причем суммы такого залога сравнимы с суммами государственной пошлины, взимаемой за выдачу разрешений.

Приказом МВД РФ и Минфина РФ от 28 июня 2002 г. № 612/61н «Об установлении с 2002 года размера платы за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы» определено, что с 2002 года для работодателей плату за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, в размере 580 рублей. Перечисление платы осуществляется работодателем в следующем порядке:

- 20 процентов в доход федерального бюджета на счета территориальных органов федерального казначейства Минфина России, открытые в установленном порядке по месту нахождения работодателя с указанием в поле «Назначение платежа» в платежном поручении кода 2064000 "Прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций" классификации доходов бюджетов Российской Федерации, при этом реквизиты счетов органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации плательщики получают в налоговых органах по месту нахождения работодателей;

- 80 процентов на лицевой счет Федеральной миграционной службы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытый в установленном порядке в органе федерального казначейства с указанием в платежном поручении в поле «Назначение платежа» после текстового названия платежа «за выдачу подтверждения на право трудовой деятельности» кода 5000000 классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Помимо этого, работодатели должны представить в соответствующее подразделение миграционной службы, оформляющего подтверждение, копию платежного документа с отметкой банка, подтверждающего факт уплаты.

 

Таким образом, можно отметить, что оформление иностранного работника представляет собой довольно сложную процедуру. В качестве совета по экономии времени представляется более целесообразным обратиться к услугам фирм, которые трудоустраивают иностранных работников в России.

 

3.2.2. Оформление приглашения на въезд иностранного гражданина на территорию Российской Федерации.

Для каждого иностранца оформляется приглашение на въезд в Россию. За его выдачу отвечали органы МВД России (с учетом последних изменений данные задачи будет выполнять Федеральная миграционная служба). Государственная пошлина оплачивается в данном случае в размере 200 рублей (подп. 4 п.7 ст.4 Федерального закона № 2005-1 «О государственной пошлине»).

Такие приглашения выдаются по ходатайству работодателя на основании уже полученного разрешения на привлечение иностранных работников. Количество приглашений не должно превышать квоту, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ на основании заявок субъектов Российской Федерации.

Заявки подаются в Министерство труда и социального развития РФ (Федеральная служба по труду и занятости), которое вместе с Министерством экономического развития и торговли РФ и МВД России (Федеральная миграционная служба) готовит проект постановления Правительства РФ, где устанавливается общая квота по всей стране. Потом эти министерства проводят распределение по субъектам. Представляется, что воля субъекта Российской Федерации, указавшего в своей заявке определенную цифру, может неоднократно исказиться.

Мнение субъектов предпринимательства, чьи интересы непосредственно затрагивает установленная квота, во внимание не принимается. На логичный для дальновидного предпринимателя вопрос, как обеспечить получение или резервирование определенного количества приглашений на будущий год, есть пока один ответ - никак. Законно никак. И даже трудно себе представить, каким образом это можно сделать незаконно, настолько сложен механизм решения вопроса и настолько безынтересно государству мнение работодателей.

Сказанное не означает, что ситуация беспросветна. Иностранец может въехать на территорию Российской Федерации не только по пресловутому приглашению с целью осуществления трудовой деятельности. Существуют иные разновидности приглашений и иные правомерные способы проникновения на территорию Российской Федерации. В этих случаях также возможно трудоустройство без нарушений закона. Другое дело, что бездумное установление подобной квоты не позволит работодателям и иностранным работникам быть до конца откровенными с государством, что затруднит последнему мониторинг миграционных процессов.

Вместе с ходатайством о получении приглашения работодатель представляет разрешение на привлечение иностранных работников и документы, необходимые для получения разрешения на работу для каждого иностранного работника.

Ответственность за нарушение правил привлечения иностранных работников

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за нарушение порядка привлечения и использования труда иностранных работников.

Должностные лица работодателя несут административную ответственность за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы в соответствии с п.1 ст.18.10 КоАП РФ. Совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, т.е. от 1000 до 2000 руб.

В случае нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы ответственность также предусмотрена КоАП РФ. Это деяние карается наложением административного штрафа на иностранного гражданина в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (п.2 ст.18.10 КоАП РФ).

Если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного Законом порядка привлечения и использования иностранных работников, то административное выдворение за пределы России осуществляется за счет средств пригласившего его юридического лица. Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей (ст.3.10 КоАП РФ).

Таким образом, при привлечении иностранного гражданина работодателю необходимо определить, распространяется ли действие Закона на их отношения. если принимаемый на работу иностранный гражданин не имеет статуса временно или постоянно проживающего и он не является гражданином Республики Беларусь, то мы не можем рекомендовать организации принимать его на работу без оформления соответствующих разрешений.

Если фирма предоставит жилье, транспорт или другие услуги иностранцу, не зарегистрированному по месту пребывания, штраф составит от 5000 до 10 000 рублей (п.3 ст.18.9 КоАП РФ).

Кроме того, могут оштрафовать также руководителя фирмы, главного бухгалтера или руководителя кадровой службы. Сумма штрафа - от 500 до 1000 рублей (п.1 и 3 ст.18.9 КоАП РФ).

Аннулирование разрешения.

Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в МВД России (без учета последних изменений в системе федеральных органов исполнительной власти. Поправки смотри в следующем выпуске) сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров с иностранными работниками. В случае нарушения работодателем указанных в разрешении условий, а также законодательства Российской Федерации, в результате чего ущемляются права иностранных работников, МВД России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При неустранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению МВД России.

Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

В случае прекращения работодателем своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

Привлечение граждан стран СНГ к трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Наиболее часто организации сталкиваются с вопросом о приеме на работу граждан из стран ближнего зарубежья. На них распространяются правила о привлечении иностранной рабочей силы. И все же существует категория иностранных граждан из числа граждан стран ближнего зарубежья, которая может осуществлять свои трудовые права наравне с гражданами России.

В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий Высший Совет Сообщества Беларуси и России принял решение от 22июля 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Данный нормативный акт устанавливает, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, граждане Республики Беларусь могут осуществлять трудовую деятельность в российских организациях без специальных разрешений.

 

Проблемы и противоречия в действующих нормативных актах.

1. Согласно п.16 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146, данное разрешение не требуется в случае привлечения иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности при найме работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, иностранных граждан на должности руководителей, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий.

В Федеральном же законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации» аналогичные положения, касающиеся высококвалифицированных специалистов не установлены.

2. Ограничения, связанные с заключением организациями и частными предпринимателями трудовых договоров с иностранными гражданами, в полной мере соответствуют положениям Трудового кодекса Российской Федерации - основного документа, регулирующего трудовые правоотношения в Российской Федерации, поскольку из анализа ст.11 и 64 ТК РФ можно сделать вывод о том, что допускаются некоторые ограничения непосредственно в трудовой сфере, касающиеся вопросов работы в России иностранных граждан и лиц без гражданства в том случае, если они установлены федеральным законом или международным договором.

Несколько сложнее дать правовую оценку п.3 ст.13 Закона № 115-ФЗ, касающуюся того, что заказчиком работ (услуг) может являться физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Дело в том, что данное положение напрямую касается гражданско-правовых отношений (тогда как рассматриваемый закон можно отнести к предмету конституционного и административного права). Между тем согласно ст.3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. При этом в абзаце 2 п.2 ст.3 ГК РФ указано, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Таким образом, достаточно сложно в рамках гражданского права квалифицировать ограничения на труд иностранных граждан в гражданско-правовой сфере. Одним из возможных решений данной проблемы могут стать специальные изменения в главы 37-39 ГК РФ, касающиеся подрядных работ, а также возмездного оказания услуг и выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Согласно ст.34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Исключение из данного правила - только деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из таких проявлений свободы экономической деятельности является возможность осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Причем фактор административного статуса (например, постоянной регистрации по месту жительства) гражданина не имеет принципиального значения. Данный вывод, по мнению М. Дашяна, подтверждается судебной практикой[4].

Гражданин США обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа регистрационной палаты в его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об обязании выдать бессрочное свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Основанием для отказа в выдаче этого свидетельства послужило отсутствие подтверждения органов внутренних дел Российской Федерации о наличии места проживания в г.Москве. Позиция истца сводилась к тому, что каких-либо оснований для ограничения деятельности истца в соответствии с частью 3 ст.55 Конституции Российской Федерации нет, так как ограничение его деятельности в качестве добросовестного предпринимателя не может быть признано необходимым для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Истец подчеркнул, что конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности (часть 1 ст.34 Конституции Российской Федерации) не может быть ограничено в зависимости от наличия постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Принимая во внимание тот факт, что истец находился на территории Российской Федерации на законном основании (на основании многовъездной визы, зарегистрирован по месту временного пребывания, поставлен на налоговый учет), суд удовлетворил иск (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 октября 2000 г. № КА-А40/4839-00).

3.  Указом Президента Российской Федерации № 2146 регулировался порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы и разрешений для работников (они назывались подтверждениями на право трудовой деятельности на территории Российской Федерации). В настоящее время, как отмечалось выше, действует порядок выдачи разрешений для работников, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941; порядок выдачи разрешений для работодателей описан лишь в Законе о иностранных гражданах, и Законом не предусматривается издание специального акта на эту тему. Однако ранее действовавший Указ № 2146 не отменен, а в заключительных положениях нового Закона лишь предлагается привести нормативные акты Президента РФ в соответствие с Законом в трехмесячный срок. До сих пор это не сделано и, вероятно, не будет сделано, поскольку это сложная работа, а кроме того, существует насущная потребность в продолжении действия положений Указа. То есть на практике необходимо каждый раз анализировать нормы Указа № 2146 на предмет их противоречия положениям Закона. Можно сделать вывод, что, например, порядок и сроки выдачи разрешений для работодателей останутся прежними, поскольку Законом они вообще не предусмотрены.

4. По мнению А.С. Ермоленко, один из самых спорных моментов - необходимость прохождения разрешительного порядка, предусмотренного Законом, для сотрудников представительств иностранных организаций, действующих на территории Российской Федерации. Он предлагает следующее видение этой проблемы[5]. Данной теме посвящен другой не отмененный акт - Постановление СМ СССР от 30 ноября 1989 г. № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций». В соответствии с данным Постановлением сотрудники таких представительств должны пройти процедуру аккредитации; получение еще каких-либо разрешений не предусматривается. Однако с принятием после распада Союза ССР новой нормативной базы по трудоустройству иностранцев в России ситуация усложнилась.

Формулировки Указа № 2146 таковы, что действовавший разрешительный порядок привлечения иностранной рабочей силы не распространялся на представительства инофирм. Согласно п. 4 Положения, утвержденного этим Указом, устанавливалось, что разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Все перечисленные субъекты являлись работодателями по смыслу Указа № 2146. Однако впоследствии в Указ были внесены изменения и этот круг был расширен за счет иностранных юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации заключенные ими контракты, за исключением ситуаций, когда сотрудники иностранных юридических лиц командированы в Российскую Федерацию для монтажа оборудования, поставляемого в Российскую Федерацию такими иностранными юридическими лицами. Налицо туманность формулировок Указа № 2146. То, что сотрудники представительств иностранных фирм под действие Указа № 2146 не подпадают, вовсе не очевидно; обратим внимание на положения Указа Президента РФ от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы». Органы власти субъектов Российской Федерации (в частности, г. Москвы) пытались (и небезуспешно) толковать положения Указа № 2146 и Указа № 847 более широко, распространяя действие разрешительного порядка и на сотрудников представительств инофирм. Однако на федеральном уровне позиция (в том числе Федеральной миграционной службы) была хоть и небезупречной формально, но однозначной - только аккредитация[6].

На данный момент ситуация обстоит следующим образом: оба упомянутых Указа и рассматриваемое Постановление Совмина СССР не отменены и действуют в части, не противоречащей Закону об иностранных гражданах. Из формулировок Закона также нельзя сделать однозначных выводов.

С одной стороны, в Законе ясно сказано, что работодателем и заказчиком работ (услуг) по смыслу Закона может быть физическое либо юридическое лицо.  Очевидно, что в России представительства таковыми не являются, а, следовательно, на них не распространяется жесткое требование Закона о том, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующих разрешений. Ведь по Закону они не могут быть признаны работодателями и заказчиками работ (услуг).

С другой стороны, при определении в ст.2 основных понятий в Законе указано, что под иностранным работником понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом трудовая деятельность - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Таким образом, любой иностранный гражданин, имеющий статус временного пребывания и работающий на указанных основаниях, является иностранным работником и осуществляет трудовую деятельность по смыслу Закона, стало быть, должен получить разрешение на работу, если не попадает в перечень исключений, установленных тем же пунктом Закона. Мы уже отмечали, что теперь невозможно получить разрешение на работу, если работодатель не получил и не представил разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Кроме того, не нужно забывать о положениях Указа № 847. Главное же, что изменилось, - позиция Федеральной миграционной службы. Мнение этого органа власти, неоднократно высказываемое его руководителями в публичных выступлениях и в печати, таково: разрешительный порядок един для всех. Таким образом, воля правоприменителя изменилась, и все попытки доказать ему, что он не прав, чреваты судебным разбирательством.

Как поступить в этой ситуации суду, сказать трудно. Представители государственных органов, понимая двусмысленность создавшегося положения, а также то, что режим благоприятствования требует оставить аккредитацию и отменить общий разрешительный порядок для сотрудников представительств инофирм, обещают внести в Закон и иные акты необходимые изменения. Пока же ничего не меняется.

 

 

 

Практические ситуации, возникающих в связи с получением разрешений при привлечении иностранных работников.

1. Какова действующая нормативно-правовая база, регулирующая найм иностранной рабочей силы.

1.                  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

2.                  Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г.) // Российская газета. - 1993. – 30 декабря.  

3.                  Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2003 г. № 658 «Об утверждении на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 45. Ст. 4384

4.                  Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» // СЗ РФ. 2003. № 1. Ст. 134

5.                  Постановление Правительства РФ от 30 октября 2002 г. № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4394

6.                  Приказ Минтруда РФ, МВД РФ и Минэкономразвития РФ от 21 ноября 2003 г. № 288/349/917 «О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2004 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // Российская газета. – 2003. – 19 декабря.

7.                  Приказ Минтруда РФ от 15 июля 2003 г. № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников» // Российская газета. – 2003. – 22 августа.

8.                  Постановление Минтруда РФ от 29 апреля 2003 г. № 23 «Об утверждении Порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // Российская газета. – 2003. – 5 июня.

9.                  Приказ МВД РФ от 13 мая 2003 г. № 325 «Об организации выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников» // Российская газета. – 2003. – 17 июня.

 

2.Работник-иностранец работает в России по трудовому договору в представительстве (филиале) иностранной компании.

В настоящее время для работы в представительстве такой работник должен пройти процедуру аккредитации в органах юстиции или ином органе исполнительной власти в зависимости от сферы деятельности представительства. Кроме того, его работодатель (иностранная компания), очевидно в лице своего представительства, должен получить разрешение на привлечение иностранного работника в порядке, установленном Законом об иностранных гражданах и Указом № 2146, а также разрешение на работу для самого работника в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 941. Это чрезвычайно трудоемкий, но наименее рисковый вариант. Возможен другой вариант: пройти один из двух указанных разрешительных порядков и в случае спора попытаться доказать, что второй порядок необязателен.

В случае с филиалом все проще - нужно получить два разрешения: для работодателя на привлечение к работе и для работника на работу.

 

3. Иностранная компания является учредителем или участником компании в России. Иностранец работает по трудовому договору в такой российской компании.

В данном случае работодателем иностранного гражданина является российское юридическое лицо. Ему необходимо получить разрешение на привлечение иностранных работников для себя и разрешение на работу для сотрудника.

 

4. Иностранец фактически работает в такой российской компании, но не имеет с ней трудового договора, договор заключен с иностранной компанией.

Данная ситуация наиболее интересна. Трудовые правоотношения, т.е. правовая связь, установлены между работником-иностранцем и иностранной компанией. Поскольку в этом случае отсутствует представительство такой компании, прохождение процедуры аккредитации не требуется. Прохождение общего разрешительного порядка по Закону об иностранных гражданах и Указу № 2146 вроде бы необходимо в силу Указа № 847, если иностранец не попадает в категорию-исключение, упомянутую в Законе; однако есть проблема. Кто должен получать необходимые разрешения на иностранца? Иностранная компания не может это сделать, поскольку не имеет филиалов или представительств на территории Российской Федерации. Российская компания не имеет такой возможности да и не обязана это делать, поскольку иностранец в ней не работает. Получается, обязанность есть, а обязанного лица и порядка выполнения обязанности нет.

По нашему мнению, в данном случае нет необходимости получать разрешения. Естественно, риск спора с государством существует, как и в любой неясной ситуации, невыгодной государству, но создавшейся по его вине.

 

 

Вывод:

В качестве итога хотелось бы отметить, что работодателям выгоднее закрыть глаза на требования закона, чем полгода добиваться получения разрешения. Доказать, что нелегал работает в какой-то конкретной организации, в случае его задержания контролирующими органами, будет крайне проблематично.

Однако организации, в которых работают европейцы или американцы, вряд ли пойдут по такому пути. Высококлассный западноевропейский специалист просто не станет работать нелегально. И законопослушные фирмы будут вынуждены проходить всю процедуру. Закон об иностранных гражданах создает больше всего проблем именно тем, кто сотрудничает с крупными западными фирмами. Работодатели же, нанимающие задарма  строителей, водителей, грузчиков, которыми охотно соглашаются работать граждане стран СНГ, будут по-прежнему делать это в обход закона.

Представляется очевидным, что такая дискриминация иностранных работников противоречит положениям Конвенции МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Европейской Социальной Хартии.

Представляется также очевидным, что условия привлечения иностранной рабочей силы находятся в противоречии со ст. 23 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, где определено , что при соблюдении законов, условий и процедур, действующих в каждом государстве-члене, Сообщество и его государства-члены предоставляют российским гражданам, принятым на работу на законных основаниях на территории какого-либо государства-члена, режим, не содержащий никакой дискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения или увольнения, по сравнению с их собственными гражданами.

По нашему мнению, упомянутые доводы безусловно говорят о необходимости приведения российского законодательства о привлечении иностранной рабочей силы в соответствие по крайней мере с тремя перечисленными международно-правовыми актами.

 

 

 

Образцы документов.

Документ 1.

_________________________________

(наименование территориального

 

_________________________________

органа Федеральной миграционной

службы России)

 

Ходатайство

о выдаче подтверждения на право трудовой деятельности

 

 

Данные об  иностранном гражданине________________________________________

 

Ф.и.о.___________________________________________________________________

 

Гражданство______________________________________________________________

 

Адрес постоянного места жительства_______________________________________

 

_________________________________________________________________________

 

Дата рождения____________________________________________________________

 

Пол (жен., муж.)_________________________________________________________

 

Разрешение на жительство (да, нет)_______________________________________

 

_________________________________________________________________________

                    (кем, на какой срок выдано)

 

Основание________________________________________________________________

                          (номер и дата выдачи разрешения)

 

Подтверждение на право трудовой деятельности запрашивается:

 

на период с__________________________по__________________________________

             (число, месяц, год)                (число, месяц, год)

 

на (у)___________________________________________________________________

       (наименование, адрес, номер и дата регистрации для юридического

 

_________________________________________________________________________

лица либо ф.и.о., паспортные данные и адрес для физического лица)

 

Место расположения работы (территория)___________________________________

 

Вид выполняемой работы___________________________________________________

 

 

Подпись работодателя                         Подпись гражданина

 

Дата                                   Печать                            Дата

 

Схемы

 

Процедура получения работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников

 

Процедура получения работодателем для иностранного работника разрешения на работу в Российской Федерации

 

График 1

 

Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в России[7]

 

 

График 2

 

Распределение иностранных граждан, работавших в 2002 г. в России по странам   выезда[8]

 

 

Научная литература.

1.     Викторов И.С. О правовом регулировании и состоянии законности в сфере труда иностранных граждан // Трудовое право. – 2003. - № 9

2.    Вышегородцев М.М. Факторы, определяющие выбор средств оптимизации государственной миграционной политики России // Трудовое право. – 2003. - № 10.

3.    Ермоленко А.С. Привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации // Налоговый вестник. - 2003. - № 9.

4.    Киселев М., Иниятуллина Г. Иностранные работники на российских предприятиях: правовой и налоговый аспекты // Финансовая газета. – 2001. - № 22, 23.

5.    Климова М.А. Трудовые отношения и налогообложение работников, не имеющих гражданства РФ. – М.: Налоговый вестник, 2003.

6.   Минкина Н.И. Проблемы действующего российского законодательства о привлечении иностранной рабочей силы на территорию РФ // трудовое право. – 2002. - № 1.

7.   Мирзоян Г. Если ваш сотрудник – иностранец // Кадровое дело. – 2003. - № 5.

8.   Михайлов И. Принимаем на работу иностранца // Новая бухгалтерия. – 2003. – Вып. 4.

9.   Никитина Е.В. Принимаем на работу иностранцев // Учет в производстве (отраслевое приложение к журналу «Главбух»). – 2001. - № 3.

10.  Обертышева Л. Порядок оформления трудовых отношений российской организации с иностранными работниками // Финансовая газета. - 2003. - № 41.

11.  Трощило С. Как оформить иностранца // Практическая бухгалтерия. – 2003. - № 8.

 


[1] В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная миграционная служба, ей переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации

[2] В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образована Федеральная служба по труду и занятости при  Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, ей переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг упраздняемого Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

[3] Последние изменения в системе федеральных органов исполнительной власти не учтены. Поправки смотрите в следующих выпусках.

[4] Дашян М. Экономическая деятельность иностранных граждан // Финансовая газет. Региональный выпуск. – 2003. - № 50

[5] См.: Ермоленко А.С. Право иностранцев на ведение трудовой деятельности в Российской Федерации // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2003. -  № 7.

[6] См., например: Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 9 марта 2000 г. № 1596-ЕС «О результатах рассмотрения обращения Министерства торговли Российской Федерации».

[7] См.: Труд и занятость в России. 2003: Стат. Сб./ Госкомстат России. – М., 2003. – С. 295

[8] Там же. С. 295


Количество просмотров: 105340 | Версия для печати | Отправить на e-mail

  Вопросы и ответы (1)
RSS вопросы-ответы
1. Написал(а) Ольга, в 21:43 25.04.2010
Интересная и полноценная статья.

Добавить вопрос
Имя:
E-mail
Тема:
BBCode:Web AddressEmail AddressBold TextItalic TextUnderlined TextQuoteCodeOpen ListList ItemClose List
Вопрос:



Код:* Code

< Пред.   След. >

Перейти к совету юриста Перейти к платным услугам
Быстро и бесплатно через запрос с сайта
Информация о ценах на платную юридическую помощь

* Персональные данные (сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни, позволяющие идентифицировать личность) публикуются только с письменного разрешения доверителей. Указанные сведения могут быть изъяты из текста или заменены на сведения, не позволяющие идентифицировать личность.
** Для детей старше 16 лет. Классификация информационной продукции осуществлена самостоятельно. На сайте возможно наличие информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (элементы баз данных решений судов и дел могут содержать описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия, а также информацию, вызывающую у детей страх, ужас или панику, в том числе в виде описания ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий). См. подробнее.


© Некрасов Олег Сергеевич. 2002-2024. Правовой центр Олега Некрасова - www.Nekrasov.pro (алиасы www.nekrasoff.ru, www.Некрасов.РФ, www.nekrasov.center). Cвидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-44013, выдано Роскомнадзором 22.02.2011 года. Исключительное право на произведение охраняется законом. Ссылки и цитирования без указания автора и наименования издания запрещены. Для получения прав направьте запрос по адресу nekrasovcenter@yandex.ru или позвоните по телефону +74955054656.